Участок

Из баклажан или из баклажанов?

Во-первых, баклажан – не исконно русское слово, оно было позаимствовано из турецкого языка. Для чужестранных слов допустимы как вид «баклажан», так и «баклажанов».

Существует правило, по которому овощи мужского рода имеют окончания -ов или –ев. Используя данное правило, возможно оправдать написание этой формы слова.

О чем говорят словари

Создатели разных вокабуляриев имеют противоположные точки зрения по этому вопросу.
• С. А. Кузнецов осуждает форму «баклажан» во множественном числе и родительном падеже. Форма считается разговорной, а правильной является форма «баклажанов».
• Д. Н. Ушаков наоборот, считает единственно верной форму «баклажан».
• С. И. Ожегов также считает корректным и верным вид «баклажанов».

Эстетика в предложении

Многие считают, что нужно задействовать вариант, который гармоничнее впишется в предложение. Форма подбирается, учитывая слова в предложении.

Примеры

1. Женщина несла несколько килограммов баклажан.
2. Мужчина забрал много килограмм баклажанов.
3. У продавцов не имелось в наличии столько килограмм баклажанов.
4. Вы найдёте семь килограммов баклажан?

Разговорный вид

Слово пришло из иностранного языка, и долгое время было непривычно. Народ оставлял существительное во множественном числе родительном падеже в изначальной форме, то есть «баклажан». Эта форма является допустимой для разговорной речи до сих пор. Несмотря на то, что половина словарей признает именно эту форму правильной, она допустима и возможна лишь в обычном разговоре.

Морфологические нормы современного русского языка (глагол)

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Образование некоторых глагольных форм может вызывать определённые трудности.
1. При образовании глаголов несовершенного вида в отдельных случаях наблюдается чередование гласных о -а в основе: устроить — устраивать, опоздать — опаздывать. Но при образовании подобных форм от глаголов обусловить, сосредоточить нужно помнить, что варианты обуславливать, сосредотачивать являются допустимыми, а литературная норма — обусловливать, сосредоточивать.

Внимание! Класть — положить (недопустимо ложить, покласть!).

Внимание! жечь — жгу — жжёт — жжём — жжёте — жгут; хотеть — хочу — хочешь — хочет — хотим — хотите — хотят; бежать — бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите — бегут.

4. Обратите внимание на формы будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть (глаголы на -еть указывают, что действие направлено на субъекта): я выздоровею, обессилею, ты выздоровеешь, обессилеешь, он выздоровеет, обессилеет и т.д.

5. Ряд глаголов не имеет некоторых форм настоящего и будущего времени:
не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов: затмить, очутиться, победить, родиться, стонать, убедить, убедиться;
не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться, наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, создаваться, состояться, течь, удаваться;
при необходимости нужно использовать описательные конструкции: Мне удастся победить (убедить); Я одержу победу.

6. От глаголов с суффиксом -ну- образуются следующие формы прошедшего времени:
с утратой суффикса: возникнуть — возник, проникнуть — проник, привыкнуть — привык, промокнуть — промок, высохнуть — высох, погибнуть — погиб, исчезнуть — исчез;
равноправные варианты: глохнуть — глох и глохнул, киснуть — кис и киснул, пахнуть — пах и пахнул, вянуть — вял и вянул, подвергнуться — подвергся и подвергнулся;
основные варианты гаснуть — гас, мёрзнуть — мёрз, сохнуть — сох, тухнуть — тух, но допустимо гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул.

7. От некоторых глаголов не образуется форма повелительного наклонения: весить, видеть, слышать, мочь, ненавидеть, произойти, хотеть и др.

Внимание! Лечь — ляг (!), сесть — сядь, сядьте, бежать — беги, искать — ищи, класть — клади, ехать — поезжай, поезжайте (!).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА (ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ)

При использовании причастий в речи порой возникают трудности, связанные с образованием форм причастий и деепричастий, а также с употреблением их в предложениях.

1. При образовании форм причастий нужно иметь в виду следующее:
а) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, оканчивающейся на гласную букву, с помощью суффикса -вш-, а от основы на согласную — с помощью -ш-:купи-ть — купивший, нес-ти — нёсший;

Внимание! Вытереть — вытерший, ушибить — ушибший.

б) не нужно путать суффиксы страдательных причастий прошедшего времении -нн-(-н-), -енн- (-ен-) и -т-:собранный, заклеенный, допитый. Все вещи убраны (не убраты!);
в) при образовании причастий от возвратных глаголов постфикс -ся остаётся: На стены падали колеблющиеся тени;
г) не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (с суффиксами -им-, -ем-, -ом-) от глаголов: беречь, бить, вязать, гладить, готовить, держать, жалеть, знать, иметь, лечить, печь, писать, портить, резать, ставить, тянуть, учить, чистить, шептать и др.; прошедшего времени: вернуть, достать, заставить, затмить, миновать, напомнить, облететь, подождать, пожелать, полюбить, приветствовать, пробежать, разглядеть, толкнуть и др.
2. При использовании причастий в речи необходимо обращать внимание на следующее:
а) не нужно путать действительные (признак того, кто производит действие) и страдательные (признак того, кто (что) подвергается действию) причастия: учёный, исследующий объект — объект, исследуемый учёным;
б) страдательное значение может быть выражено не только страдательными причастиями, но и действительными, образованными от возвратных глаголов с суффиксом (постфиксом) -ся: изучаемый нами предмет — изучающийся нами предмет. Но недопустимо употребление форм одевающийся мамой ребёнок, приготовившийся поваром обед; использование возвратных причастий оправдано в том случае, если соответствующего страдательного причастия нет или оно малоупотребительно: ср. писанный мной мной текст не сохранился — писавшийся мной текст не сохранился.
3. При образовании форм деепричастий нужно учитывать ряд моментов:
а) деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а/-я: строить — строят — строя, скакать — скачут —скача; от некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффикса (не получившие широкого распространения и воспринимаемые как устаревшие) -учи/-ючи: будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись;

б) не от всех глаголов образуются деепричастия:
как правило, от глаголов несовершенного вида, не имеющих в основе настоящего времени гласных (лгать — лгут): бить, вить, врать, есть, жать, ждать, лить, мять, пить, рвать, спать, тереть, шить и др.;
от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени з-ж, с-ш (резать — режут, плясать — пляшут): весить, вязать, казаться, косить, лизать, чесать;
от глаголов несовершенного вида на -чь, -нуть: беречь, жечь, мочь, печь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть;
не употребляются деепричастия от глаголов несовершенного вида арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть;
в) деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени (инфинитива) глаголов совершенного вида с помощью суффикса -в (написать — написав), иногда с помощью суффикса -а/-я (прийти — придя, вычесть — вычтя) или суффиксов -вши, -ши (обычно от возвратных глаголов) (рассмеявшись, вознесшись);
г) ошибкой является использование одного суффикса вместо другого: в предложении Ответя, он положил трубку нужно употребить деепричастие ответив; подобные устаревшие формы сохраняются лишь во фразеологизмах: положа руку на сердце, очертя голову, скрепя сердце.

Морфологические нормы современного русского языка

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их доме, едь вместо поезжай.

Особенности употребления и образования форм имён прилагательных

Может вызвать трудности образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных, а также использование этих форм в речи.
Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: умный — умнее/умней. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, а также д, т, ст, ск, зк, то используется суффикс -е и происходит чередование согласных: мягкий — мягче, строгий — строже, тихий — тише, богатый — богаче, молодой — моложе, густой — гуще, низкий — ниже. Лишь иногда используется суффикс -ше: ранний — раньше, старый — старше, тонкий — тоньше, горький — горше, далёкий — дальше, долгий — дольше. Несколько прилагательных образуют сравнительную степень от другого корня: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький, малый — меньше.
Значение сравнения может быть выражено с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более подходящий, самый трудный, наиболее трудный.

Внимание! Абсолютно недопустимо использовать оба способа выражения сравнения одновременно. Нельзя: эта задача более труднее, чем предыдущая; он самый величайший поэт. Правильно: эта задача труднее, чем предыдущая или эта задача более трудная, чем предыдущая; он величайший поэт или он самый великий поэт. Это относится и к употреблению наречий: нельзя говорить бежит более быстрее, правильно бежит быстрее или бежит более быстро.
Но: самый лучший, самый худший.

Необходимо учитывать, что не от всех качественных прилагательных образуются степени сравнения вообще (например, слова бессмертный, слепой в силу их значения нельзя использовать в сравнительной степени) и с помощью суффиксов в частности. В этом случае для выражения сравнения можно использовать слова более, менее, самый: более срочный, менее хмурый, самый юный.

Прилагательные в сравнительной степени употребляются с существительными в родительном падеже (апельсины слаще лимонов) или с союзом чем (сегодня погода теплее, чем вчера).

Особенности употребления и образования форм имён числительных

Сложности возникают при образовании падежных форм числительных и сочетании их с существительными. Большинство числительных склоняется по третьему склонению, при этом в составных и сложных количественных числительных должна изменяться каждая часть: выступил перед девятьюстами шестьюдесятью семью зрителями. Числительное тысяча изменяется как существительное первого склонения. Числительные сорок и сто в косвенных падежах имеют только одну форму — сорока, ста; но в составе сложных числительных сто изменяется иначе: трёхсот, трёмстам, тремястами, о трёхстах.
При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть (как прилагательные): две тысячи четырнадцатый год — к две тысячи четырнадцатому году — до две тысячи четырнадцатого года.
Собирательные числительные (от двух до десяти) используются только со следующими существительными:
а) называющими лиц мужского пола (пятеро друзей, четверо сыновей);
б) имеющими только форму множественного числа (трое джинсов, двое шорт);
в) дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек») и словами, обозначающими детёнышей животных (трое ребят, пятеро молодых людей, несколько незнакомых лиц, семеро козлят, шестеро котят);
г) с личными местоимениями (нас двое, их пятеро);
д) а также когда они сами выступают в роли существительного (вошли двое, трое в серых шинелях).

Внимание! Сочетания составных числительных с существительными, не имеющими формы единственного числа типа 22 суток — двадцать двое суток недопустимы. Правильно: двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, двадцать четыре пары брюк, ясли в количестве двадцати четырёх.

Слова оба, полтора имеют две родовые формы: оба друга (с обоими друзьями), полтора года, оба задания, полтора яблока и обе задачи (обех задач, обеими задачами), полторы тысячи. Стоит обратить внимание на то, что слова полтора, полторы, полтораста в косвенных падежах (кроме винительного) имеют форму полутора, полутораста (не прошло полутора часов, располагаю полутора тысячами рублей, разослали квитанции полутораста абонентам).

В словосочетаниях с существительными в именительном падеже числительное управляет родительным падежом существительного (построено шестьдесят домов); в косвенных падежах числительное согласуется с главным словом, выраженным именем существительным (о шестидесяти домах). Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление: миллион жителей, для миллиона жителей, о миллионе жителей.

После числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительных (два яблока, три эпизода), а после числительных от пяти и далее — множественного (пять яблок, двенадцать эпизодов). Числительные полтора, полтораста в именительном и винительном падежах управляют существительными в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа: пригласил полтора десятка учеников — беседовал с полутора десятками учеников.

Особенности употребления и образования форм местоимений

Нарушения в образовании отдельных форм местоимений связаны в первую очередь с притяжательными местоимениями его, её, их, которые в литературном языке не изменяются (с его друзьями, о её планах, в их доме).
Когда личное местоимение он употребляется в косвенных падежах с предлогами, к нему прибавляется начальное н-: горжусь им — увижусь с ним.
Местоимения играют важную роль в организации текста, когда замещают другие слова. С этой целью используются указательные местоимения (этот, тот, такой и др.), местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который. Если предложение содержит несколько существительных, то недопустимо использовать личные местоимения он, она, его, её, т. к. это может привести к возникновению двусмысленности: Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Внимательно нужно относиться и к построению сложноподчинённых предложений со словом который, иначе может быть непонятно, о чём идёт речь: В зале собрались родители ребят, которым сегодня предстояло бороться за звание «самого умного». Кто будет бороться за это звание — родители или ребята — из данного предложения установить невозможно.

Недочёты могут быть связаны с употреблением возвратного местоимения себя, которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам (Комендант сказал дворнику отнести вещи жильца к себе . Кто получит вещи?). Обычно реальное значение местоимения себя совпадает с реальным значением подлежащего (налью себе чаю), но может и не совпадать (вспомните о людях, не способных о себе позаботиться). Возвратное местоимение может использоваться и в безличных предложениях (мне удалось заставить себя прекратить это). Двусмысленность обычно создаётся, когда инфинитив связан с другим действующим лицом: Учитель попросил ученика отнести тетради к себе домой. Для точности необходим более широкий контекст, например: Учителю было тяжело нести домой тетради, и он попросил ученика помочь ему.

Может вызывать трудности и употребление в тексте притяжательного местоимения свой: Учитель попросил ученика положить тетради на свой стол — остаётся неясным, на чей стол надо положить тетради. Чтобы избежать неточности, нужно помнить следующее: а) если в предложении подлежащее выражено личным местоимением, а дополнение существительным, то принадлежность к дополнению выражается местоимением его, её, их: Я застал брата в своей комнате — Я застал брата в его комнате;
б) если подлежащее и дополнение выражены существительными одного и того же числа и рода, надо изменить предложение так, чтобы было названо одно лицо: Учитель попросил положить тетради на свой (учителя) стол; По просьбе учителя ученик положил тетради на свой (ученика) стол.

Письменная форма

Для строгой, официальной литературной формы используется это слово с окончанием – ов. Это признается более неискаженным вариантом. В русском языке существует специальное правило про окончание –ов и –ев.
Несмотря на чётко установленные правила, часть людей продолжают использовать вид слова, являющийся для них грамотнее. Существуют люди, ставящие под сомнение правильность использования этих существительных в тексте, что неудивительно, ведь это иностранное слово и нельзя быть точно уверенным, как же правильнее его произносить.

Если вы ведете неофициальный разговор, дозволено говорить и «баклажан» и «баклажанов». Кому-то режет слух такие словосочетания: «нет баклажан», «много баклажан», но как мы уже поняли, «баклажан» — это существительное из турецкого языка, поэтому в разговорной речи может оканчиваться и на –ов и на –ан.
В письменной речи писать нужно всё-таки «баклажанов», чтобы не было различных обвинений. Внушительная часть составителей словарей поддерживают именно эту версию.

Как мы уже поняли раньше, более грамотно использовать именно ту форму, которая лучше впишется в предложение. Даже если это будет неправильно с точки зрения филологов, это будет гармонично смотреться в тексте.

Напоследок хочется заметить, что многие люди, даже хорошо разбирающиеся в русском языке, например, авторы вокабуляриев могут заблуждаться и ошибаться, хотя их точка зрения часто считается авторитетной. Они могут учитывать одно правило, но не учитывать другое, а своё мнение эти люди довольно часто ничем не подкрепляют.
Например, в словарях, к которым зачастую отсылаются люди, просто написана верная, с точки зрения составителя, форма. Поэтому и «баклажан» и «баклажанов» можно считать правильной формой.

Читайте также: Как правильно помидоров или помидор?

Подготовка теплицы

Баклажаны лучше всего садить в богатую органическими веществами почву. Также важно, чтобы грунт был теплый, водо- и воздухопроницаем. В теплице это растение желательно выращивать после огурцов и нежелательно после перцев и томатов, так как у баклажанов, перцев и томатов общие болезни, пишет Дачный участок.

Реклама

Если ваша теплица сделана не из поликарбоната, то необходимо подготовить теплые грядки для посадки баклажанов. Для приготовления теплой подстилки на грядке делают 1-2 борозды (в зависимости от ширины грядки) глубиной 20-25 см, затем закладывают туда навоз, сено, растительные остатки и засыпают их землей. Для роста баклажан не требуется большое количество удобрений, только осенью можно добавить фосфор, так как молодые растения испытывают его дефицит.

Высадка рассады

Перед высадкой культуру закаливают в течение 3-5 дней, открывая форточки или вынося ее на балкон. При этом температура воздуха не должна быть ниже +12-13 градусов.

Реклама

Для нормального роста баклажанам может потребоваться азот, поэтому внесите перед посадкой в лунки по 1 столовой ложке мочевины или азофоски, слегка присыпьте землей. После высадки рассаду обильно поливают. Если в вашем регионе ночи еще холодные (ниже +15 градусов), культуре обязательно понадобится укрытие, ведь даже в теплице баклажаны могут замерзнуть.

Создайте баклажанам теневые условия, ведь под воздействием прямых солнечных лучей они могут получить ожоги и даже погибнуть.

Уход за баклажанами после посадки

Сразу после высадки грядки с баклажанами стоит замульчировать соломой. Обычно мульчу убирают через 2-3 дня после высадки. Но если ожидаются холодные ночи, то грядки снова мульчируют и укрывают.

Поливать баклажаны необходимо только теплой водой и при высыхании почвы. Баклажаны до цветения требуют много воды, но в то же время не любят переувлажнения. Важно найти золотую середину. Если погода стоит теплая, то полив надо проводить 3 раза в неделю, если холодная, то достаточно будет 1-2 раз.

Помните, что теплицу необходимо регулярно проветривать. Успейте до цветения провести 2 подкормки. В первой половине вегетации баклажанам нужен азот, остальные вещества практически не требуются. Первую подкормку проводят через 10-12 дней после высадки баклажанов в грунт. До цветения подкармливают только минеральными удобрениями.

Реклама

Уход во время цветения и плодоношения

Когда баклажаны зацветают, необходимо провести их опыление. При невозможности ручного опыления баклажаны обрабатывают препаратами Гибберсиб, Завязь, Бутон. В их составе есть гормон, отвечающий за рост завязи.

Основной показатель готовности цветка к опылению – появление на чашечке шипов. Однако сейчас выведены сорта баклажанов, у которых шипы не образуются. В таком случае готовность цветка к опылению определяется по размеру пестика.

При холодной погоде цветки не опыляются даже если это делать вручную. То же самое происходит при сильной жаре, когда температура в теплице выше +40 градусов. Даже при благоприятных условиях завязь формируют не более 50% цветков.

Удаление нижних листьев

У тепличных баклажанов необходимо проводить удаление нижних листьев, так как они закрывают доступ солнца к бутонам и цветкам. За один раз можно удалить 2-3 листа. Также следите, чтобы на растении не было больных листьев. Одновременно со всех побегов можно срезать не более 4-6 листьев. Обрезают их, оставляя пенек 2-3 см. У самого ствола их не срезают, поскольку там тут же появится гниль.

Сбор урожая

Обычно баклажаны начинают собирать, не дожидаясь их полного созревания. Лучше всего собирать урожай в фазе технической спелости плодов. Ее определяют по сильному блеску и насыщенному цвету плодов. Техническая спелость наступает через 22-35 дней после формирования завязи. Первые плоды снимают через 3-4 недели после цветения, а затем – каждые 6-7 дней.

Сбор заканчивают до наступления холодов (+6-8 градусов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *