Участок

При вегетативном размножении

Основы вегетативного размножения

Определение 1

Вегетативным называют бесполое размножение семенных растений путём регенерации вегетативных органов или их частей: побегом, корнем, листком или группой соматических клеток этих органов.

Оно базируется на склонности растений к регенерации — способности возобновлять потерянные органы или части тела.

Потенциальные возможности растений к регенерации беспредельны. Новые растительные организмы можно получить из цветоножки, тычинки и даже одной клетки. Среди семенных растений лишь одно- и двухлетние не размножаются вегетативным способом в естественных условиях.

Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где отсутствуют благоприятные условия для полового размножения.

При вегетативном размножении у потомства набор генов родительской формы повторяется, а это очень важно для сохранения признаков. Совокупность таких особей называется клоном.

Замечание 1

Клон (от греч. Сlon — росток, ветка) — это популяция клеток или особей, образующаяся в результате бесполого деления из одной клетки или особи. Этот термин впервые был предложен британским генетиком Джоном Бардоном Сандэрсоном Хэлданом (1892 — 1964).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Способы вегетативного размножения растений в природе 430 руб.
  • Реферат Способы вегетативного размножения растений в природе 230 руб.
  • Контрольная работа Способы вегетативного размножения растений в природе 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Усиление функции вегетативного размножения вызвало значительные видоизменения органов растений.

Природные способы вегетативного размножения

Специализированными побегами вегетативного размножения являются надземные и подземные столоны, корневища, клубни, луковицы и т. п.

Способы вегетативного размножения

Вегетативное или бесполое размножение осуществляется с помощью частей растений, способных к укоренению. Способы вегетативного размножения комнатных растений:

  • Делением куста;
  • Делением корневища;
  • Клубнями и луковицами;
  • Отводками;
  • Отпрысками;
  • Ползучими побегами и усами;
  • Стволовыми черенками;
  • Листовыми черенками.

Но, конечно, не для каждого вида подходят все перечисленные методы. Цветы разных видов имеют различное строение, поэтому и способы их размножения также различны. Так, луковичные или клубневые растения размножают только дочерними луковицами или клубнями, и лишь иногда листовыми черенками. А отпрысками, усами и ползучими побегами возможно размножать только те виды, которые их образуют.

Встречаются комнатные цветы, для которых не подходит ни один из перечисленных вегетативных способов, так как они не образуют укореняемые части. Их размножают только семенами. Это следующие разновидности:

  • Пальмы;
  • Кактусы, не образующие деток;
  • Шарообразные разновидности молочая.

Вегетативным способом очень сложно размножить цикламен. Его листья не пускают корни ни при каких условиях. Особо ценные экземпляры этого растения не рекомендуется размножать делением клубня или его частями, а только семенами.

Размножение делением куста и корневища

Делением куста – очень простой и эффективный способ размножения растений. Так размножаются кустарники или травянистые разновидности, образующие мощный и хорошо развитый корень с точками роста. Этот способ позволяет быстро получить из одного маточного цветка несколько молодых. Крупный куст можно разделить не более чем на 3-4 небольших растения, поэтому для получения большого количества молодых экземпляров применяют другие методы.

Размножение делением куста обычно совмещают с пересадкой растения в новую почву. Для этого цветок вынимают из горшка, а землю с его корней стряхивают, чтобы корневая система была хорошо видна. Если корни не освобождаются от земли, их можно промыть в проточной воде.

После этого куст внимательно осматривают и разделяют на части, распутывая корни. Деленки можно отломать от материнского корня, если они плохо отделяются. Каждая часть должна иметь развитую корневую систему и несколько точек роста. Не следует делить куст на много мелких частей, иначе велика вероятность, что маленькие деленки не приживутся.

Если куст имеет развитое корневище, его можно разрезать на части острым ножом. Все места срезов обрабатывают толченым активированным углем и слегка подсушивают.

Каждую деленку высаживают в отдельный горшок и обильно поливают. Затем их ставят в место с рассеянным светом на 2 недели. За отделенными частями куста ухаживают, как за взрослым растением.

Делением куста успешно размножают такие виды цветов:

  • Аспидистра;
  • Циперус;
  • Марантовые;
  • Аспарагус;
  • Папоротники;
  • Пассифлора;
  • Узамбарская фиалка.

Размножение делением корневища

Еще один популярный способ размножения комнатных растений – деление корневища. Так можно размножать не все виды, а только те, корневище которых быстро разрастается, образуя множество новых подземных побегов.

Обычно процедуру проводят ранней весной. Чтобы размножить разросшееся растения, его вынимают из горшка и удаляют грунт с корневой системы. Тогда становятся видны многочисленные корневищные почки, из которых со временем образуются молодые цветы.

Корневище разрезают острым ножом на фрагменты, имеющие 1-2 почки. Желательно брать крайние почки, но можно вырезать и часть из середины корневища, на которой уже вырос побег. Деленки должны иметь длину не более 5 см. Желательно, если на них имеются корни, тогда они будут лучше и быстрее укореняться.

Срезы необходимо обработать толченым древесным или активированным углем. Затем деленки высаживают в грунт в отдельные горшки или по нескольку штук в просторные емкости. Некоторые виды, такие как сансевиерия, не нуждаются в особых условиях. Более капризные (бегония) накрывают стеклом, создавая повышенную влажность, проводят умеренный полив.

Делением корневища размножают следующие виды комнатных растений:

  • Бегония;
  • Сансевиерия;
  • Драцена.

Размножение корнями

В процессе вегетативного размножения могут участвовать корни.

У некоторых растений (вишня, слива, ольха, осина, малина, калина, сирень, осот) на корнях образуются придаточные почки, из которіх развиваются придаточные ростки. Во время укоренения этих ростков и последующего отделения их от материнского растения и появляются новые особи.

Многие растения размножаются корневыми ростками, которые развиваются из придаточных почек, закладывающихся на корнях (сирень, вишня, осина, осот, малина, ежевика, хрен, щавель).

В естественных условиях встречается вегетативное размножение корневыми отсадками (дикий виноград, смородина, крыжовник).

Размножение корневищами

Часть многолетних травянистых растений размножаются корневищами (ирис, пырей, тысячелистник, мелисса, душица, мята).

Размножение столонами

Столоны — это вытянутые боковые побеги растений с удлинёнными междуузлиями, недоразвитыми листками и пазушными почками, на которых образуются укороченные побеги (клубни картофеля, луковички тюльпана, розеточные побеги). Они относительно рано отмирают.

Размножение клубнями

Клубни — видоизменённые укороченные побеги растений, имеющие более — менее округлую форму, образующиеся в результате разрастания одного или нескольких междуузлий с редуцированными листьями.

Клубнями стеблевого происхождения размножаются картофель и топинамбур.

Мясистые корневые клубни являются органами вегетативного размножения георгина, чистеца весеннего, батата.

Размножение луковицами

Луковицы — видоизменённые подземные побеги растений, имеющие утолщённый короткий плоский стебель и мясистые бесцветные плёнчатые основы листьев. Они способны запасать воду и питательные вещества, а так же берут участие в вегетативном размножении.

Луковицы являются органами вегетативного размножения травянистых растений из семейств Лилейных, Амариллисовых и некоторых других (тюльпан, гиацинт, нарцисс, лилия).

Размножение побегами

Ряска, элодея, традесканция, верба могут размножаться отделёнными частями побегов.

Надземными ползучими побегами (усами) размножаются земляника, лапчатка, костяника, ястребинка.

У некоторых растений в пазухах листьев или в соцветиях образуются выводковые почки (очиток, бриофиллиум) или луковички (мятлик луговой, лилия), которые опадают из материнского растения и укореняются.

Размножение отпрысками

Отпрысками можно размножить луковичные и бромелиевые, а также кактусы. Развивающееся от основания материнского дочернее растение является отпрыском. После того как такие растеньица хорошо разовьются их отделяют от материнского с помощью острого ножа либо руками, при этом стараются сделать срез поближе к основному цветку. Надо постараться, чтобы у отделенного отпрыска было множество собственных корешков. Отделенный отпрыск сажают в индивидуальный горшок, а уход ему обеспечивают такой же, как за черенками.

Размножение луковицами

На материнском луковичном растении появляются небольшие луковички. Их нужно аккуратно отделить и посадить в отдельную емкость. Цветение у них, как правило, наступает спустя 1 либо 2 года.

Размножение детками

Можно размножить дегремону, каланхоэ, бриофиллюм дегремона, каланхое трубкоцветное.

Как правило, на кончиках листовых пластин данных растений развиваются детки с собственными корнями. Их отделяют пальцами, при этом нужно соблюдать особую осторожность, чтобы не повредить нежные корни. Их сажают в емкости, заполненные влажной землесмесью. Когда цветки подрастут, их следует рассадить в отдельные горшочки.

Размножение усами

Размножить усами можно эписцию, камнеломку плетеносную, хлорофитум. На концах побегов таких растений появляются маленькие дочерние растеньица (усы). В том случае, если у них имеются корешки, то ус просто аккуратно отделяют и сажают в увлажненную почвосмесь. Усы без корешков нужно укоренить таким же способом, как при черенковании.

Размножение делением куста

Деление куста – самый быстрый и лёгкий способ размножения. Большинство растений с розеточными побегами или группой из таких побегов легко размножаются таким способом.

Размножить можно фиалку, маранту, аспарагус, папоротник, сансевиерию, калатею, камнеломку.

При разрастании данные растения способны образовать розетки (небольшие дочерние кустики). В связи с этим такое растение можно разделить.

7. Практическая работа «Подбор перспективных способов для выращивания комнатного растения толстянка древовидная (Crassula arborescens)».

Цель: установление в ходе эксперимента перспективного способа для выращивания комнатного растения толстянка древовидная (Crassula arborescens)

Оборудование: почвенная смесь для комнатных растений, цветочные горшки (2), ёмкости для гидропонного выращивания, листовые черенки (2), стеблевые черенки (2)

Ход работы:

  1. Подготовить цветочные горшки с почвенной смесью.
  2. Подготовить ёмкости с отстоянной водопроводной водой для гидропонного выращивания.
  3. Подготовить листовые и стеблевые черенки: срезать и подсушить в течение суток.
  4. По одному листовому и стеблевому черенку посадить в почвенную смесь, предварительно полив её.
  5. По одному листовому и стеблевому черенку посадить в ёмкости с водой.
  6. Вести наблюдения и фиксировать результаты выращивания, создавая фотоотчёт.

Дневник наблюдений

Для проведения своего эксперимента я выбрала растение толстянка древовидная (Crassula arborescens), которое в народе называют денежное дерево за схожесть листьев по форме с монетами.

Толстянка – представитель семейства толстянковых, из рода суккулентов, относится к виду толстолист (крассула). Отсюда и второе название растения – крассула, что с латинского переводится как «толстый».

Если верить фен-шую, то это именно то дерево, которое может помочь стать богатым, если его выращивать в правильном месте: юго-восточное или южное окно. Дерево имеет мясистые листья, в которых накапливаются питательные вещества. От того, насколько они мясистые и зависит наличие богатства. Другими словами, состояние этого дерева напрямую связано с состоянием финансового положения семьи.

Из-за своей оригинальной формы (округлой) это дерево считают источником положительной энергии, а также объекта, который способен гасить отрицательные эмоции и, тем самым, гармонизировать атмосферу жилища.

Как ни странно, но это дерево купить нельзя (так считается), но можно вырастить самостоятельно. Для этого следует приобрести (у соседей или знакомых) отросточек от денежного дерева.

Листья растения содержат фитонциды. Поэтому польза денежного дерева для здоровья проявляется даже в том случае, если оно просто стоит на подоконнике. Растение очищает воздух, ликвидирует обитающие в нем болезнетворные бактерии – спать в комнате, где растет толстянка всегда легко и приятно. Наличие в доме денежного дерева повышает работоспособность и настроение, обитатели дома гораздо реже страдают от сезонных простуд и вирусных инфекций. Изучая пользу и вред денежного дерева в квартире, я пришла к выводу, что в основном влияние растения благотворное, если только у человека нет выраженной аллергии.

Итак, как проходил эксперимент…

Дата

Что делала

Что наблюдала

9.10.2019

Подготовлено всё необходимое оборудование для проведения эксперимента: листовые и стеблевые черенки были помещены в воду и в почву.

26.10.2019

Листовой черенок посаженный в почвенную смесь почернел и погиб.

27.10.2019

На листовом и стеблевом черенках, находящихся в воде начала появляться плесень.

6.11.2019

Листовой и стеблевой черенки, находящиеся в воде загнили и погибли.

9.11.2019

Стеблевой черенок посаженный в почвенную смесь дал первые молодые листочки

28.12.2019

Растение прекрасно себя чувствует, растёт и развивается.

Выводы

  • В ходе проведенного практического эксперимента было установлено, что оптимальным способом вегетативного размножения для толстянки древовидной (Crassula arborescens) является укоренение стеблевого черенка непосредственно в почвенной смеси при поддержании её постоянного увлажнения. Растение дало первые листочки спустя 31 день после начала эксперимента.
  • Способ укоренения листового черенкования в почвенной смеси завершился его гибелью.
  • Укоренение стеблевых и листовых черенков толстянки древовидной (Crassula arborescens) на гидропонной основе также не увенчалось успехом, так как вначале они были поражены плесневым грибком, а затем спустя 28 дней погибли.

III. Заключение

На основе проведённой работы по изучению комнатных растений могу сделать следующие выводы:

  1. Изучая литературу по теме проекта, я познакомилась с историей возникновения комнатных растений, с их полезными свойствами, узнала какую опасность может таить их привлекательный внешний вид.
  2. В ходе социологического опроса было установлено какие комнатные растения наиболее популярны у людей разного возраста и пола.
  3. В результате анализа различных источников были выявленные способы вегетативного размножения комнатных растений.
  4. В ходе выполнения практической работы был апробирован способ вегетативного размножения растения путем листового и стеблевого черенкования.
  5. На основе полученных данных о комнатных растениях мною были разработан ряд паспортов комнатных растений нашей школы, которые можно будет использовать на уроках биологии в 6 классе. А также благодаря созданным паспортам комнатных растений обучающиеся будут знать их названия и как ухаживать за ними.
  6. В качестве проектного продукта разработана информационная брошюра «Способы вегетативного размножения комнатных растений» для любителей комнатных растений и тех, кого заинтересовала тема моего проекта. Брошюра размещена в новостной ленте электронного дневника нашей школы, поэтому мой проектный продукт доступен для ознакомления всем, кто имеет доступ на страницы электронного дневника.

IV. Список источников информации

На печатной основе

  1. Авадяева Е. Н. Русский ландшафтный дизайн: Пустынный уголок – в цветущий сад. – М.: Олма-Пресс, 2000
  2. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – Ленинград: Детгиз, 1954
  3. Воробьёва Р., Чекмарев В. Комнатные растения. Мини-энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Внешсигма», ООО «Издательство АСТ», 2001
  4. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. Практические советы любителям цветов. – М.: Фитон+, 2007
  5. Капранова Н., Викторова А. Комнатные растения. Выпуск 2 Комплект из 15 открыток. – М.: Планета, 1986
  6. Серпухова В. И., Тавлинова Г. К. Комнатные и балконные растения. – М.: Прейскурант-издат, 1991
  7. Файзулина С. Я. Комнатное цветоводство. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992
  8. Филиппова Н. А. Комнатные растения – друзья и враги. – Самара: «Самарский Дом печати», 2009

Интернет-ресурсы

1. https://rastenievod.com/denezhnoe-derevo-tolstyanka.html Растениевод

2. https://bt220.ru/cherenki/krassula-razmnozhenie-cherenkami.html Участок 220 «Как размножить денежное дерево (толстянку): укоренение черенков и листьев пошагово»

Прививка

Особенным способом искусственного вегетативного размножения является прививка, которую широко используют в садоводстве.

Прививкой называют искусственное сращивание части одного растения (живца или почки) с побегом другого.

В этом случае растение, которое размножают, называют привоем, а укоренённое растение, к которому прививают — подвоем.

Известно около ста разнообразных способов прививки, которые можно объединить в три основные группы:

  • Прививка глазком, или окулировка. На стебле подвоя поблизости корневой шейки делают Т-подобный разрез, в который вставляют предварительно срезанный из побега подвоя глазок с почкой. На место окулировки накладывают повязку. После срастания компонентов прививки побег подвоя срезают, а надземная часть растения развивается из почки привоя.

  • Прививку черенком, или копулировку можно осуществлять различными способами. В случае копулировки привой и подвой должны быть одинаковой толщины. Стебель подвоя и черенок из привоя срезают наискось и прикладывают срезы друг к другу. Место прививки обвязывают и оставляют повязку до полного сращивания. Если же привой значительно толще подвоя, делают прививку в расщеп. При этом стебель подвоя срезывают горизонтально, расщепляют и вставляют в трещину клинообразно заострённый черенок подвоя. Место прививки обвязывают.

  • Прививка сближением (аблактировка). На двух побегах растений, которые растут рядом, срезывают одинаковые участки коры. У привоя с противоположной от среза стороны обязательно должна быть почка, из которой будет развиваться побег. Ветки соединяют срезами и обвязывают. После срастания привой отсоединяют от материнского растения.

Размножение листьями

Способность к вегетативному размножению листьями в природе выражена слабее.

У сердечника лугового на листьях, расположенных у основания побега и прилегающих к влажному субстрату, образуются придаточные почки. Вегетативное размножение растения обеспечивается прорастанием этих почек и последующим укоренением новых побегов.

Бесполое размножение растений

Демьяненко Ирина Васильевна

Организация: МБОУ СОШ №20

Населенный пункт: ст. Брюховецкая

Цели урока:

  1. Сформировать понятия – размножение;
  2. Изучить способы бесполого размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений;
  3. Воспитание бережного отношения к родной природе.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные: учащиеся знакомятся с размножением растений как важнейшим их свойством, его ролью в преемственности поколений, способами размножения организмов — бесполым размножением растений.
  • Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
  • Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Основные понятия урока: размножение — бесполое,половое, вегетативное.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, с заданиями в рабочей тетради, работа по карточкам, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Ход урока

музыка танец матрешек.

ход урока

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

— Доброе утро!

Доброе день, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Демьяненко Ирина Васильевна и у вас буду сегодня вести урок. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь.

слайд 1.( прокручивать на перемене)

-Что у меня в руках? Правильно, матрешка. Нравится игрушка? Какие чувства вызывает эта матрешка? А знаете вы, что матрешка э это символ России.

А как вы думаете, какое отношение имеет матрешка к нашему уроку?

— Матрешка это неживая природа? А если бы матрешка была живой, как бы смогли появиться на свет эти маленькие матрешки, в результате, какого свойства всех живых организмов?

— Правильно, в результате размножения. Значит какая тема урока будет?

слайд 2.

Ребята, а чтобы вы хотели узнать о размножении? Какую цель вы поставите, изучая данную тему?

А теперь я добавлю свои цели.

И для достижения наших целей мы с вами отправимся в прошлое, в настоящее и встретимся с таинственным гостем!

Тема урока: Размножение организмов (запись темы урок в тетрадь)

Мы сегодня будем с вами наблюдателями создания природы на нашей планете, ведь в красивой библейской легенде говорится, что человек вышел из сада. Адам и Ева, изгнанные из рая за ослушание, унесли с собой тоску по его красоте и богатству, мечтая создать такой же на Земле. И это стремление, согласно легенде, передалось по наследству каждому из нас. Ведь неспроста считается: только тогда состоялся человек, прожил жизнь недаром, если посадил сад или хотя бы одно дерево.
Но для того, чтобы посадить сад, дерево или другое понравившееся растение , нужно знать, как они размножаются и уметь применять эти знания на практике.

Изучение новой темы.

Учитель: Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

Найдите ответ, что такое размножение в учебнике. и прочитайте на стр 86.

РАЗМНОЖЕНИЕ – это воспроизведение себе подобных.( запишем)

слайд 3

Учитель: В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа: БЕСПОЛОЕ и ПОЛОВОЕ. У них есть существенные отличия. Какие, нам предстоит узнать. Для этого откроем свои личные тетради, запишем тему урока и определение.

ЗАДАНИЕ 1. . Работаем в паре. На выполнение задания отводится 3-4 минуты.( 1 ряд — половое размножение, 2 ряд–бесполое, 3 ряд –»+» полового размножения А все подумайте о «+» бесполого размножения. Взаимопроверка, с объяснениями.( вызывать парами)

РАЗМНОЖЕНИЕ

ПОЛОВОЕ

2 организма 1 организм

потомство с новыми признаками потомство идентично

связано с образованием половых клеток

медленно

Проверка задания: построение схемы на доске.

БЕСПОЛОЕ

1 организм

потомство сходно с родителями

половые клетки не образуются

быстро

Слайд 4

Вывод. В природе существует _2_типа размножения. Каждый тип имеете свои недостатки и плюсы, поэтому в природе и существует половое и бесполое размножение.

проверяем.

Слайд 5 Молодцы!

Учитель: Ребята как вы думаете, какой тип размножения образовался в ходе эволюции раньше? Почему?

И так, мы с вами будем знакомиться с бесполым типом размножения организмов, и для этого вы отправился в прошлое.

Запишем в тетради – Способы размножения.

Слайд 6

— Посмотрите на слайд. Это молодая планета только начинается формироваться жизнь в виде бактерий и одноклеточных организмов, так выглядела миллиард лет назад.

На ваших столах в баночках находиться биомасса молодой планеты, это бактерия, увеличенная в тысячу раз. Как вы думаете, как эта гигантская бактерия будет размножаться? Попробуйте размножить ее?

-правильно! Путем деления. А это какой способ размножения бесполый или половой?

Таким же способом размножаются одноклеточные животные и одноклеточные водоросли в наше время.

-Запишем первый способ размножения, это…..деление.

А теперь возьмите свою бактерию и положите ее обратно в баночку, а то сейчас начнет быстро размножаться, что к концу урока ей не хватит места в нашем классе.

Слайд 7

Перед вами следующий слайд и что мы видим?

-Жизнь представлена простейшими организмами, так выглядела наша планета миллион лет назад.

Посмотрите на кактус, который у меня в руках, он размножается почкованием. Как вы думаете, почему? Подумайте? Работайте в паре. И та пара, которая первая найдет ответ, выходит к доске и отвечает.

Кроме дрожжей и кактуса почкованием размножаются также кораллы полипы каланхое .

Показать растения. Указать на дочерние организмы, сидящие на материнском теле.

Запишем в тетрадях 2 способ бесполого размножения, это ……почкование.

Слайд 8

Перед нами 3 слайд и видим, что жизнь представлена разнообразными растениями, обитающими на суше. Это время мхов и плаунов и громадных папоротников. У вас на столах лежит лист папоротника, посмотрите на нижнюю сторону листа, что мы там видим?

Слайд 9

Это споры.

А теперь возьмите учебник и найдите еще информацию о спорах и прочитайте вслух.

Для чего нужны споры?

А кто размножается спорами? ( грибы, мхи, водоросли, папоротники)

Запишем в тетрадях 3 способ бесполого размножения, это ……спорообразование.

Посмотрели на папоротник и положите на край стола, чтоб не мешал гербарий

Слайд 10

Перед нами следующий слайд и видим, что жизнь представлена разнообразными цветковыми растениями, обитающими на суше. Это время цветковых растений. На нашей планете Земля сейчас тоже век цветковых растений. Как вы думаете, почему цветковые растения господствуют на Земле?

Для этого давайте вспомним, на какие 2 группы разделяют органы цветкового растения? (вегетативные и генеративные).

— Перечислите генеративные органы растения? (цветок ,семя, плод) — отвечают за половое размножение.

-Как вы думаете вегетативные органы или их части можно использовать в размножении растений? Если скажут нет, то напомнить о картофеле)

Теперь мы проведем небольшую ролевую игру.

Мне нужны 2 желающих, которым я дам задание ( раздаю текст разговора 2-х растений)

Вы внимательно послушаете диалог и ответьте на вопрос » Почему цветковые растения господствуют сейчас на Земле?»

Свернуть презентацию

Пока 2 участника читают роли, все остальные запишете в тетрадях 4

способ бесполого размножения, это ……вегетативное размножение.

И так это эпоха цветковых растений, цветов. Давайте мы с вами подслушаем разговор двух цветов: розу- известна своей красотой и крапиву- не очень нами любима, но зато очень полезная и лечебная.

Р: я красивая, мной все восхищаются.

К: Зато меня все боятся.

Р: У меня большие лепестки, яркие.

К: Зато у меня мелкие, зеленоватые

Р: Мой аромат разносится во круге, и на него слетаются насекомые.

К: Зато я независим, мне никто не нужен, ну если только немножко ветра.

Как вы думаете, при чем тут ветер и насекомые для этих растений?

— Как вы думаете, какие это растения по способу опыления?

-А опыление, это какой способ размножения?

Так почему цветковые растения господствуют на Земле?

— Правильно, они могут размножаться половым и бесполым путем.

Устали ? Тогда немного отдохнем.

Слайд 11

Физкультминутка.(1.5 мин)- попробуем движения

Первый способ размножения- это….деление

( руки выставили вперед, сжали в кулаки и развели в сторону)

Второй способ размножения-….это почкование

( присели, встали и подпрыгнули, стали большими

Третий способ размножения-….это спорообразование

(оставьте на себе следы спор, виде бега муравьев вниз и вверх)

Четвертый способ размножения – вегетативное, т.е например виде листочка, как листочек растет, поднимается в солнышку (встали на цыпочки) и опустились. И другой листочек в другую сторону.

А теперь быстро под музыку

Проверка знаний.

1.» Корзина проблемных вопросов». В эту корзину старшие классы передали вам вопросы, которые им показались очень интересными и решили вас испытать. За каждый правильный ответ вы будете получать медали «Умник»

— Известно, что бактерии размножаются лишь один раз в жизни и производят только двух потомков. Дуб же образует огромное количество семян. В то же время бактериальная популяция может увеличиваться быстрее, чем популяция дубов. Чем это можно объяснить? (Дуб даёт семена один раз в год, а бактерии при благоприятных условиях дают потомство каждые 20 минут, то есть 1.892.160 раз в год).

  1. Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?
  2. Одним из мучительных сорняков на огороде является пырей. Почему после перекапывания грядки он все равно прорастает, хотя, казалось, его полностью уничтожили?
  3. Почему комнатные растения размножаются только вегетативным путём? (Нет опылителей)

Слайд 12 включить Музыку.( музыка маленькая страна).

Узнаете эту музыку?

Вы читали книгу Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц?.

На этой планете живет мальчик Маленький Принц . Он трепетно относится к своей планете, ухаживает за ней, прочащая вулканы и выпалывая сорняки. А еще у него есть любимый цветок – роза. Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, — этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым… Так говорит Маленький Принц. А вы знаете ведь, он стал другом всех детей! и он путешествует по планетам, в поисках необычных и красивых растений , чтобы украсить свою планету. Это наш и есть таинственный гость, он предал вам подарки, они в этом звездном ящике.

Игра «Я знаю что…»

Оборудование для игры: черный ящик, а в нем клубень картофеля, грибы , папоротник, фото гидры, цветковое растение (например кактус)

Используя полученные знания на уроке, объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике.

  1. гриб
  2. бактерия.
  3. кактус.
  4. клубень
  5. дрожжи.

слайд 13

Взаимопроверка. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 заданий. Выставление оценок.

Учитель: — Ребята, назовите, какие предметы находятся у вас на столах? (цветочные горшки с почвой, комнатные растения, стакан с водой. Это вам еще один подарок от Маленького Принца.

Маленький принц любит свою розу, свою планету. И у каждого человека есть в душе своя маленькая планета. И мне хочется, чтоб на вашей жизни появилась маленькая планета( у кого то это своя комната в доме, у кого-то любимый класс в школе), где всегда было уютно, чисто и много цветов. Для этого переходим к следующему этапу урока — лабораторной работе «Размножение растений

Надеюсь, что вы очень постараетесь, ведь наши цветы должны стать украшением вашей маленькой планеты.

Инструктаж. Время на выполнение работы 5 минут.

Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности при работе в приложении 2.

Прочитайте инструкцию по ТБ

Правила поведения и техники безопасности во время проведения лабораторной работы:

1.Содержать в чистоте свое рабочее место.

2. Не раскидывать землю

3.После завершения работы руки аккуратно протереть влажной салфеткой

Выполнение практической работы «Вегетативное размножение растений»

Слайд 14

Лабораторная работа выполняется под музыку » Цветочный вальс» «.( слайд 27)

Ход работы:

  1. Возмите у сенполии (фиалки) листовую пластинку вместе с черешком.
  2. Деревянной палочкой сделайте в цветочном горшке, наполненном смесью песка и почвы, слегка наклонное углубление и погрузите в него черешок на глубину 2-3см.
  3. Обожмите палочкой почву вокруг черешка, чтобы не было пустот, так как при наличии пустот черешки загнивают.
  4. Полейте посаженную листовую пластинку водой комнатной температуры.
  5. Поставьте цветочный горшок с посаженным листочком в теплое и хорошо освещаемое место.

Сейчас вы посадили комнатные растения, сделали уютнее и красивее свою маленькую планету, и когда растения вырастут, вы ими будете любоваться. Но необходимо, чтобы вы пронесли свою любовь к природе в своей жизни, наслаждались, а не портили, не рвали цветы.

«Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.» – это Цитата Маленького принца.

Вы посадили только по одному растению, но ведь растений очень много и они могут размножаться разными способами, а вот каким вы узнаете прочитав дома

Слайд 15

кроме параграфа 17 дополнительно о вегетативном размножении. Можно на оценку сделать интеллект-карту, красивую, интересную или принести сообщение на маленькую пять.

Рефлексия.

— Итак, что вы нового узнали на уроке?

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали из урока?

Рефлексия эмоциональная.

Если вам предложили посадить цветок, какой цветок вы бы выбрали по своему настроению из ходя из нашего урока?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *