Участок

Болотные растения

Тема: «Жизнь растений. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»

Цели:

формировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях

(разная потребность во влаге связана с разным строением растений:

засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их

следует поливать редко; растения с тонкими листьями не запасают влагу, их

надо поливать часто – через день);

учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на

основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым;

закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы

тепло, свет, вода, земля, закрепить правила ухода за растением;

закрепить знания детей о комнатных растениях;

воспитывать у детей желание создавать для растения благоприятные условия.

Словарная работа: традесканция, хлорофитум, лиана комнатная, влаголюбивые, засухоустойчивые.

Наглядный материал и оборудование : растения

Место проведения занятия: кабинет №104

Ход занятия

Ребята, послушайте стихотворение

Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала

Вот такая девочка

Как она мила.

— Как зовут эту девочку?

Почему ее так назвали «Дюймовочка»? (она была крошечная)

Откуда она появилась? (из прекрасного цветка).

Что девочка любила больше всего на свете? (цветы)

— Она любила цветы, в том числе и комнатные и много о них знала.

— Мы тоже ребята уже познакомились с комнатными растениями и кое- что о них знаем. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с растениями. Но Дюймовочка хочет проверить ваши знания и прислала вам вот такой цветок с заданиями.

— Чтобы узнать задание, нужно сорвать лепесток, перевернуть его и прочитать его.

1 лепесток – Какие растения называются комнатными? (это растения, которые растут дома, в помещении, их люди выращивают)
-Где мы можем встретить комнатные растения? (дома, в школе, в детском саду, в цветочном магазине, на подоконнике, полке), т.е в помещении, комнате.

Игра «Доскажи словечко»

В лесу растут…какие растения? Лесные

На лугу…луговые

В поле….полевые

В саду ….садовые

В комнате….комнатные.

— Для чего люди выращивают комнатные растения? (чтобы было красиво и уютно, чтобы воздух был чище, некоторые растения лечат людей)

— Каждое комнатное растение имеет свое название.

-Подойдите возьмите любую карточку, сядьте на место и прочитайте название растения (кто сможет)

(выходят по два человека, показывают растение и читает его название)

-Скажите, среди этих цветов имеются ли цветы, которые находятся в нашем классе? (да это лиана и хлорофитум)

— А есть те цветы которые растут у вас дома? (герань, фиалка, алоэ и т.д)

Все эти цветы, какие? (комнатные)

— Хорошо. Открываем 2 лепесток – Из каких частей состоит растение?

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос сначала составьте растение.

— Из каких частей состоит растение?

Работа у доски с карточками и плакатом с изображением растения. Читают название частей растения и прикрепляют.

Корень, стебель, лист, цветок.

Проверьте, правильно ли вы составили растение (на парте).

-Для чего растению необходим корень? (удерживает растение в земле, всасывает воду и питательные вещества)

— Для чего растению нужен стебель? (помогает тянуться к свету)

— Листья? (помогают растению получать питательные вещества)

— Цветок? (он нужен не только для красоты, в нем созревают плоды и семена)

Все растения схожи между собой строением. Почти у всех растений есть корень, стебель, листья и цветок.(пример, рассматриваем растения в классе)

-Хорошо ребята. 3 лепесток – Что необходимо для жизни растений? Чтобы оно росло красивым?

— Составь слова и ответь на вопрос (воз-дух, теп-ло, во-да, свет).

— Для жизни растений нужны: воздух, свет, вода и тепло.

-Если растение не поливать, то что может с ним произойти? (оно увядает, засыхает, погибает).

— А если оставить без света, например спрятать в шкаф? (оно вырастет слабым, с бледными листочками, потому что растению нужен свет).

— Растение оставили зимой у открытого окна, что может произойти с ним? (оно замерзнет, погибнет от холода) Растениям необходимо тепло.

Работа с карточками, в паре. Что случилось с растениями?

(картинки растений: засохло, замерзло, не достаточно света)

-Хорошо. 4 лепесток открываем – Какие растения называют влаголюбивыми и засухоустойчивыми?

— Все растения требуют разного количества воды. Одним нужно ее много, а другим поменьше.

Работа в учебнике стр. 51

— Условия для жизни растений на Земле очень разнообразны.

— По берегам рек, озер растут растения, которым нужно много воды (влаги). Такие растения называются Влаголюбивые. Посмотрите на растение в учебнике, оно любит много воды. Это растение традесканция. Поэтому ее надо чаще поливать (но не заливать).

— В жарких странах, где мало дождей, рек, озер. Тоже растут растения. Такие растения называются Засухоуйстойчивые. Эти растения привыкли к тому, что влаги, воды в земле почти нет, поэтому долго могут находиться без воды. Это кактусы.

— А теперь составь слова из частей (соедини линиями)

Влаго устойчивое

Засухо любивое

Физминутка (выходим, встаем в круг)
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка

.А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.

-Хорошо. 5 лепесток – Сюрприз.

— Вы видели, как распускается цветок?

— Дюймовочка вам приготовила видео этого прекрасного момента!

Просмотр видеоролика.

Цветы очень красивые, но они нужны не только для красоты, в нем созревают плоды и семена.

Итог урока.

Какие растения мы называем комнатными?

Из каких частей состоит растение?

Что необходимо для жизни растений?

Какие растения называют влаголюбивыми и засухоустойчивыми?

За ваши знания, Дюймовочка прислала вам коробочку, в ней сказочные цветы.

-Подойдите и возьмите большой цветок, если на уроке вам все понравилось.

— Если на уроке вы узнали, что то новое и интересное возьмите цветок поменьше.

— Если было для вас, что то не понятным, возьмите самый маленький цветок.

Ботаническое описание

Циперус – многолетник семейства Осоковые. В дикой природе его необычные стебли вырастают на 3-4 м в высоту. Комнатные экземпляры, благодаря регулярной обрезке, не превышают 1-1,5 м. Корневище растения сильно разветвлено и располагается в верхних слоях почвы.

Из земли вырастают одиночные прямостоящие стебли без боковых ответвлений. Верхушку побега венчает зонтик из длинных и плоских листьев. Основание стебля постепенно окрашивается в желтовато-коричневый цвет. Наверху поросли преобладают светло-зеленые, иногда голубоватые оттенки.

Период цветения приходится на летние месяцы, хотя нередко циперус цветет круглый год. В самом зонтике, в пазухах листьев образуются мелкие цветы, окрашенные в желто-зеленые тона. В небольших семенных коробочках созревают мелкие, продолговатые семена серо-коричневого цвета.

Большие комнатные растения, которые любят тень

Хамедорея

Эта красавица пальма спокойно растет в глубине комнаты, ей не страшна тень. Так что она идеальна для декорирования не самых солнечных мест вашего дома. Добавит в интерьер зеленые оттенки и экзотический шарм.

Гибискус

Роза, которая предпочитает затененное место. Украсит собой практически любой интерьер, а в период цветения создаст атмосферу уюта.

Калатея

Эта красавица может стать отличным украшением вашей ванной комнаты с естественным освещением. Теплый влажный воздух ей будет напоминать тропики и гарантирует здоровый рост.

Комнатные растения с большими листьями

Монстера деликатесная

Подойдет для современных интерьеров: идеально для эклектического, скандинавского или шведского. Плюс — она неприхотлива. Интересный факт, что в природе на ней могут вырасти плоды, редкие и изысканные деликатесы. Оттого ее иногда называют фруктовый салат.

Диффенбахия

При повреждении стебля или листьев выделяется ядовитый сок, но она все равно любимчик многих дизайнеров, ее часто используют для украшения теплых балконов, гостиных или веранд. Пестрые листья эффектно подчеркивают узоры обоев, текстиля или орнамента декора.

Филодендрон

Как и монстера отлично подойдет для многих современных стилей. Крупные листья разной формы можно подбирать под очертания интерьера. А большие горшки украсить в едином стиле с декором.

Самые неприхотливые

Ховея

Экзотическая пальма — прекрасное украшение любого интерьера, ее можно посадить в горшок, который будет сочетаться с элементами мебели. Или обернуть его красивой тканью под текстиль в комнате. Также отличным вариантом будут корзины или ящики.

Сансевиерия

Чудесное неприхотливое растение, хороший вариант для спальни, ведь ночью оно выделяет кислород. А его четкие, ясные линии на длинных прямых листьях добавят интерьеру элегантность.

Традесканция

Неприхотливый идеальный житель для южных окон. Его красивый окрас листьев будет завораживающе играть на солнце. А для интерьера это будет интересным естественным освещением с тенями.

Уход за циперусом

Циперус — совсем неприхотливое растение. Он в отличие от других растений не требователен к свету и теплу, но лучше развивается в теплых помещениях. Может также хорошо расти и на солнце. Комнатные условия с температурой 20-25°С ему вполне подходят. Зимой может выдержать понижение температуры до 12-14°С, но не ниже. Летом его можно вынести на балкон.

Обязательным же условием при уходе за циперусом является обеспечение постоянно влажных корней. Чтобы обеспечить ему условия, близкие к природным, нужно, чтобы в поддоне всегда была вода. А чтобы она была доступна корням, дренаж при посадке циперуса не делают, сразу заполняют горшок грунтом. Хорошо регулярно опрыскивать растение.

Отмирающие постепенно желтеющие старые стебли срезают у основания, взамен их вырастают новые, молодые стебли. Пестролистные формы могут терять белый цвет и постепенно становиться зелеными растениями. Чтобы этого избежать, появляющиеся зеленые побеги срезают.

Отрицательной для циперуса является сухость воздуха из-за отопительных приборов зимой. Могут сохнуть и желтеть кончики листьев. Поэтому зимой лучшим местом для него будет светлое холодное окно с температурой 16-18°С.

Молодые растения интенсивно разрастаются, их пересаживают ежегодно. Делают это обычно в конце февраля — начале марта. Для хорошего разрастания используют легкую и питательную почву: компостная земля, торф, крупный речной песок (1:1:1), или дерновая, листовая (и торфяная), перегнойная, песок (1:1:2:1).

Для лучшего роста циперус подкармливают раз в 2 недели минеральными или органическими удобрениями, делая концентрацию удобрений в 3 раза меньше, чем указано в стандартных инструкциях. Это делают в весенне-летний период. В осенне-зимний период, если и подкармливают растение, то не чаще одного раза в месяц.

Взрослые растения пересаживают раз в 2-3 года, по необходимости, так как циперус способен просто «разорвать» горшок, в котором растет, когда корням не хватает места.

При тесном горшке и недостатке питания может наблюдаться пожелтение кончиков листьев.

Посадка и пересадка

Молодые циперусы следует высаживать в горшки среднего размера. Растение очень быстро развивается, поэтому пересадка ему нужна каждые 1-3 года. Желательно проводить её в марте, но не обязательно. В течение всего года растение хорошо переносит эту процедуру. Корневище плотно окутывает земляной ком и словно распирает горшок. Емкость выбирают широкую и не слишком глубокую.

Так как циперус нормально переносит затопление почвы, то дренажные отверстия и слой зернистого материала на дне не обязательны. Предпочтительна слабокислая питательная почва. Для её составления можно использовать:

  • глинисто-дерновый грунт;
  • торф;
  • листовую землю;
  • речной песок.

Полезно добавить в субстрат немного болотного ила. Пересадку проводят методом перевалки земляного кома. Очищать почву от корней не нужно.

May. 31st, 2009 10:42 pm Поход Березки – Тимоново 31 мая 2009 года.

Это один из самых старых маршрутов группы.
Первый раз его прошли в августе 1985 года и тогда нам это далось очень тяжело.
Леса к востоку от Тимоново и сейчас мало затронуты цивилизацией, а тогда это было самое глухое место Подмосковья, которое называлось Подмосковная тайга.
Сенеж, болота вокруг него, зона, полигон надежно отделяли этот лес от Ленинградской железной дороги, да и самим лесом никто не занимался, все просеки были заваленные и заросшие.
И вот мы пошли туда без разведки, без толковых карт, само собой никаких GPS тогда не было.
К тому же мы наметили маршрут через лес с востока на запад, а оказалось, что просеки в этом лесу идут наискосок. Даже если нам попадалась не очень заросшая просека, она уводила не туда.
В результате мы на них плюнули и пошли просто на запад по азимуту.
Это потребовало 7 часов ходьбы после обеда, в быстром темпе и практически без остановок – мы боялись не успеть засветло. Больше по азимуту так долго и в таком темпе мы никогда не ходили.
Зато те немногие туристы, которые были в том походе и появляются сейчас, помнят этот поход очень хорошо.
Потом Марк очень много сил потратил на изучение этого района, составил рукописную карту с нанесением всех просек квартальных столбов, особых примет и т.п., и полюбил этот район навсегда.
Мне много лет тоже очень нравилось там ходить. В лесу никаких намеков на цивилизацию, нааходили там новые проходы, а потом выходили из леса на поле перед Тимоново, после глухого леса открывался широкий простор и огромный зеленый склон на севере. Полем мы доходили до автобусной остановки.
То что надо подъезжать к электричке автобусом немного раздражало, но плюсы перевешивали.
Но постепенно лес стал знакомым, маршруты стандартизовались, а самое главное — перед Тимоново вырос огромный дачный город и теперь видишь не зелёный склон, а сплошные крыши домов. И к остановке идешь 2 км сначала через дачи, потом мимо гаражей.
В общем мне маршрут разонравился, и я не хотел давать его в этом году.
Но Марк очень хотел ещё раз пройти и чтобы обязательно выйти к вертолёту.
Этот вертолёт, установленный на высокой площадке, служил целью на полигоне, и много лет был для нас ориентиром.
Не смотря на то, что маршрут вроде не содержал ничего нового, несколько отклонений от плана по ходу возникли.
Во-первых в точке 13 всегда была хорошо видна развилка, где нам надо было с восточной просеки сворачивать левее на СВ. Сейчас проход налево полностью зарос, нет ни дороги, ни тропы, ни даже прогала. В сырой лес идти не хотелось, пошли дальше на восток и дошли почти до Кочергино.
Отвлекусь и расскажу немного об этом месте. Здесь было огромное поле в центре которого на холме была деревня Кочергино. Я застал её конец: остался один брошенный дом, потом он сгорел, от него оставался фундамент, потом и он исчез.
Несколько лет на поле ничего не было, но там пересекались трассы многих популярных маршрутов: Берёзки — Тимоново, Морозки – Березки, Морозки – Тимоново.
Потом там появились первые дачи, проложили дорогу и дачи стали быстро разрастаться и заполнили всё поле. Это тоже не в лучшую сторону изменило окружающий лес.
А в маршруте Берёзки – Тимоново мы стали раньше сворачивать на север, чтобы не выходить в этот дачный город. Но сегодня мы до него почти дошли, свернули уже в виду дачных заборов, и не найдя дороги, стали подсекать наш маршрут по азимуту.
Вернувшись на маршрут, мы набрели на хороший ручей. Так как не было уверенности, что будет вода в запланированном месте обеда, пообедали здесь.
А когда мы подошли к довольно обширному болоту между точками 19 и 20, я увидел дорогу налево. Много лет назад мне удалось обойти болото по аналогичной дороге, да и просто было интересно посмотреть, куда она идет. Вести группу в неизвестность я не хотел, поэтому посылал всех за Марком по стандартному маршруту (т.е. в болото :).
6 человек всё-таки пошли за мной. Не знаю, ради новизны или с желанием избежать болота.
Дорога пошла совсем не туда, наша первоначальная попытка вернуться на маршрут вывела нас к тому же болоту в месте где оно уже, но глубже. Хотели уже возвращаться, но решили пройти по дороге дальше, потом вернулись по азимуту (довольно продолжительному, но сухому), на месте маршрута просеки не нашли и практически по азимуту дошли до поля и вышли к вертолету.
Мне было интересно идти неизвестным путём.
А Марк свой любимый вертолёт проскочил, мы встретили основную группу, выходящую из леса где-то через полкилометра. Марк всё-таки решил к нему вернуться и уговорил Сергея с фотоаппаратом. Так что я надеюсь, что он порадуется своему фото с вертолётом.

В Челябинске есть несколько мест, в которых стоит побывать хотя бы один раз, чтобы лучше узнать этот город, его прошлое, его дух. Одним из таких мест является Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ. Здесь отражена история завода, на котором ковалась Победа, и характер его людей. Архив музея хранит более 20 тыс. документов, фотографий, личных вещей работников ЧТЗ. В каждом, даже самом маленьком листочке бумаги – судьба: плакаты, фотографии, вырезки из газет. И, конечно, здесь представлены макеты легендарной боевой техники, о которой в своё время узнал весь мир. Народное имя, которое получил легендарный завод ЧТЗ – Танкоград.

«Танкоград – это непроизвольное название человеческой души. Но чтобы делать танки, нужно было построить завод, – рассказывает директор музея Надежда Артемьевна Дида. – Это была объективная необходимость, потому что Урал, Сибирь и Дальний Восток – это всё был таёжный край. И в нашем городе Челябинске в 30-е годы жило всего 60 тыс. жителей (теперь Челябинск – миллионник). В 28 году приняли план первой пятилетки. В 29 году начали строить завод ЧТЗ».

На уникальных архивных фото 29-го года – начало строительства завода. Здесь ещё находится лес, берёзки и болотистые пустыри. Это будущая Комсомольская площадь, где теперь располагается советский тяжёлый танк ИС-3, изготовленный на Челябинском тракторном заводе. А ещё в те годы здесь стояли палатки, они служили временным жилищем строителей ЧТЗ. Сегодня в Музее трудовой и боевой славы ЧТЗ можно получить бесценные уроки истории и испытать гордость за страну. Впечатлиться до слёз подвигами великих советских инженеров и простых рабочих, среди которых – много женщин и подростков. Людей, не имеющих даже полного среднего образования, для которых труд был не просто работой, а личным вызовом.

«Людям хотелось испытать себя, ответить себе на вопросы «кто я?» и «зачем я?» Тогда сама жизнь была испытанием. У каждого десятого рабочего было образование – два класса церковно-приходской школы. И через три года на этом пустыре вырастает Челябинский тракторный завод, который должен выпускать 40 тыс. тракторов в год», – подчёркивает Надежда Дида.

7 ноября 1933 года здесь выпустили первую тысячу тракторов. В 30-е годы завод ЧТЗ был самым крупным по выпуску тракторов в мире. И это меняло отношение к нашей стране.

«В 1937 году в Париже проходила международная техническая выставка, Советский Союз выставлял там свои достижения. Наш павильон открывался летящей скульптурной композицией Мухиной «Рабочий и колхозница», где стояла техника ЧТЗ. В 20-е годы мы учились у Америки строить трактора (в 29-м году там уже был завод Caterpillar). Но в 1937 году Советский Союз получил гран-при за трактора ЧТЗ», – отмечает директор музея.

30 марта 1940-го года завод выпускает 100-тысячный трактор и электрифицирует магистраль Урал-Сибирь–Дальний Восток. Это и было первым шагом к Победе 1945 года. С началом войны в Челябинск было эвакуировано 67 заводов и 200 тыс. рабочих. Все ехали со своим оборудованием. И за две недели ЧТЗ перешёл от выпуска тракторов – к выпуску танков.

В музее можно увидеть макеты легендарных танков ИС-3, КВ-1, Т-34 и многих других боевых машин. Разные этапы истории и жизни ЧТЗ подробно отображены в залах: «Даёшь Тракторный» (1929-1933гг.), Становление тракторного гиганта (1933-1940гг.), «Танкоград» (1941-1945 гг.), «ЧТЗ – народному хозяйству» (1946-1965 гг.), «К новым рубежам» (1966-1985 гг.), «Курсом научно-технического прогресса (1986-1991 гг.)». Музей регулярно проводит экскурсии, встречи молодёжи с ветеранами войны, ветеранами Танкограда, ведущими специалистами завода, знатными тракторостроителями.

Отметим, в 2018 году Музей боевой славы Челябинского тракторного завода попал десятку самых лучших достопримечательностей страны по версии сайта tripadvisor.ru, расположившись на восьмом месте между питерским Петергофом и Музеем военной и автомобильной техники в Верхней Пышме. О челябинском музее оставляли и продолжают оставлять оценки «отлично» восторженные посетители – южноуральцы, гости Челябинской области и России.

В 2020 году мы празднуем 75-летие Великой Победы. Один из прекрасных способов отметить этот день – посетить Музей ЧТЗ – место памяти тех, кто ценой нечеловеческих усилий изменил мир.

Молочай болотный.

Идеальных садов не бывает. На каждом участке что-нибудь не так: повышенная сухость или влажность, перепады высот, близкое залегание грунтовых вод, особенности почв. Если на принадлежащей вам земле есть какой-то проблемный уголок, в котором почва переувлажнена или заболочена, не обязательно торопиться делать мощный дренаж. Естественный ландшафт можно сохранить, если поселить в нем правильные растения. Они красивы, уникальны, радуют глаз неповторимым цветением и роскошными листьями.

Дизайнеры, занимающиеся ландшафтным дизайном на профессиональной основе, утверждают, что понятий «плохие условия» и «недостаток рельефа» просто не существует. Любая особенность участка – это не источник головной боли, а шанс для демонстрации неограниченных возможностей, для создания чего-то необычного.

Участки с повышенной влажностью считаются проблемными, на них можно разбить так называемый «мокрый сад» — образец естественной красоты. Растения, предназначенные для высаживания на такой территории должны хорошо переносить низкую концентрацию кислорода в почве, быть выносливыми, устойчивыми к заморозкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *